Влияние пастилок Исла на качество голоса и речи профессионалов голоса

(клинико-экспериментальное исследование)

©Швалёв Н.В.,
канд.мед. наук, врач-оториноларинголог,фониатр ФГ УК «Государственныи академическии Мариинскии театр» (художественныи руководитель — директор театра В.А Гергиев.)

Евграфова К.В.,
канд.филол.наук, доцент кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков, ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственныи университет» (ректор — д.ю.н.,профессор HM Кропачев )

Евдокимова В.В.,
канд. филол. наук, заведующии лабораториеи экспериментальной фонетики, ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургскии государственныи университет» (ректор - д.ю.н., профессор HM Кропачев )

В статье предложены современные фониатрические методики по преодолению болезненных состояний, вызывающих дискомфорт в горле и препятствующих процессу образования голоса и речи.

Ключевые слова: голосовые нагрузки, гортань, комплексный подход, ларингоскопия, лизоцим, пастилки, профессиональные особенности.

Из опыта работы фониатров с профессионалами голоса известно, что в процессе своей трудовой деятельности педагогам, лекторам и другим профессионалам голоса приходится сталкиваться с рядом болезненных состояний, вызывающих дискомфорт в горле, и это становится пре пятствием процессу образования голоса и речи.

Среди данных проблем наиболее распространенными являются сухость, першение, осиплость-охриплость, раздражающий кашель и боль в горле. Причины данных состояний разнообразны: это могут быть как инфекционные воспаления (острые и хронические фарингиты и ларингиты),  так и воспалительные процессы, не связанные с инфекцией. На профессионалов голоса влияет неблагоприятная экология, микроклимат в помещении (сухость, запыленность, работы кондиционеров), курение, дисфункции ЖКТ, повышенные голосовые нагрузки. Часто ощущение сухости во рту отягощается волнением, которое испытывает оратор или певец в ходе публичных выступления, а также бесконтрольным применением препаратов, обладающих сушащими и дубящими свойствами, попытками увлажнить полость рта пресной водой. 

Для преодоления проблем необходим комплексный подход: ликвидация условий возникновения возможных проблем (увлажнение помещения, влажная уборка и т.д.), консультация врача-специалиста (лечение заболеваний ЖКТ, Лор-заболеваний) и профилактика (борьба с вредными привычками). Остается важный вопрос устранения неприятных симптомов, т.е. подбор необходимых препаратов для лечения и облегчения данных состояний. 

Однако помимо медицинских критериев выбора препарата необходимо учитывать и профессиональные особенности работы лиц голосо-речевых профессий, необходимость работы (чтения лекций, ведения занятий в школах и институтах, ведения переговоров и тд.) часто в «нездоровом состоянии». Лицам голосо-речевых профессий в такой ситуации удобен препарат, который быстро устраняет подобные симптомы и может употребляться в процессе говорения. Такие препараты выпускаются в виде спреев, таблеток, леденцов и пастилок для рассасывания. 

Из имеющихся в наличии форм, по нашему мнению, наиболее удобными являются пастилки. В результате длительного рассасывания пастилка обеспечивает пролонгированное действие содержащихся в них веществ в полости ротоглотки, повышенное слюноотделение, способствует повышению концентрации лизоцима. Пастилки, в отличие от леденцов, не ранят слизистую.

Наше внимание привлекли пастилки ИСЛА, уже давно выпускающиеся в Германии и заслуженно пользующие популярностью у вокалистов и профессионалов голоса. Сейчас это средство появилось и в российских аптеках, в различных вкусах: Исла Моос, Исла Минт.

На современном этапе отдается пред почтение препаратам на основе натурального сырья. Основными требованиями к натуральным препаратам являются антимикробное, притивовирусное, противогрибковое действия широкого спектра, отсутствие токсического и аллергического воздействия, отсутствие раздражающего влияния на слизистую. Как слизистое средство исландский мох смягчает раздражение, поскольку его слизь обволакивает и успокаивает слизистые оболочки ротовой полости и глотки. Также в нем содержатся органические кислоты, имеющие некоторое антибактериальное действие. Фармацевты отмечают также вещества, обладающие бактерицидным действием против возбудителя туберкулеза. В составе исландского мха содержатся йод, ферменты, витамины (А‚В1,И12), летучие пахучие вещества. Целебные свойства исландского мха (Цетрарии исландской) давно известны (1,3,4), однако до последнего времени в России не было аптечного, стандартизированного средства с комплексным действием. 

В процессе работы с препаратом Исла, мы обратили внимание на способность пастилок прилипать (прикрепляться, фиксироваться) к слизистым оболочках полости рта и решили исследовать, насколько это может мешать процессу речи и возможно ли применение препарата профессионалами голоса в процессе работы. 

Таким образом, нами было предпринято комплексное клинико-экспериментальное исследование для определения эффективности пастилок ИСЛА и возможности их использования во время речевой активности.

Оценка проводилась после обследования отоларингологом-фониатром. Для определения качества речи были задействованы как инструментальные технологии, так и группа профессиональных экспертов-аудиторов.

Критерии отбора пациентов

В исследование было включено 35 пациентов: 17 преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета (15 женщин и 2 мужчин в возрасте от 17 до 84 лет) И 18 вокалистов оперных театров (11 женщин и 7 мужчин от 19 до 61 года).   

Целью данного исследования было определить влияния препарата на субъективные ощущения пациента при голосовой нагрузке, а также дать объективную оценку клинической картины глотки и гортани в процессе применения. В группе преподавателей было проведено отдельное обследование целью которого было установить, как применение пастилок влияет на артикуляцию говорящего. 

Стаж «голосовой» работы составлял у преподавателей в среднем от 1-го до 62 лет и у вокалистов в среднем от 3-х до 41 года.

Наблюдение за группой пациентов осуществлялось в течение недели путем осмотра и сбора анамнеза в 1, 3, 5 и 7 день от начала приема препарата.

Проведена фаринго- и ларингоскопия и фотофиксация состояния слизистой глотки и гортани на различных этапах обследования. Пациенты были опрошены по поводу положения пастилки во время ее рассасывания и о том, насколько это мешает процессу речи.

Пациенты принимали от 2 до 6 пастилок в день в зависимости от субъективных ощущений и потребности.

Одна из пациенток на 2 день лечения отказалась от приема препарата из-за аллергической реакции неясной этиологии.

Клинические диагнозы (чел.)

О. фарингит  

Хр. фарингит 

15

Хр. тозиллит

12

Хр. ларигит

6

Здоровы

6

Среди сопутствующих диагнозов были отмечены

Сахарный диабет - 3 пациента
Проблемы с ЖКТ- 17 пациентов
Другое - 11 пациентов
Курящих среди обследованных - 5 человек.
Полученные при сборе анамнеза и клиническом обследовании данные обобщены в таблицах.

Жалобы пациентов до и после применения (чел)              Клиническая картина до и после применения (чел)

                         

При ларингоскопии было отмечено уменьшение гиперемии голосовых складок, а также сокращение времени восстановления тонуса гортани. Также наблюдается уменьшение количества слизи в гортани при применении препарата (Рис.1 и 2)

                                     

Рис. 1 Фото гортани пациентки М. до применения                Puc.2 Фото гортани пациентки М. после применения.
(большое количество слизи на голосовых складках)           (видимое уменьшение количества слизи)

B результате обследования была выявлена положительная динамика как клинической картины состояния ЛОР органов, так и субъективных ощущений обследуемых. Снижение или исчезновения вышеуказанных симптомов зафиксировано в среднем от 30 до 75% случаев. 

Было также проведено исследование для оценки влияния препарата на речь пациентов. Все процедуры осуществлялись в соответствии с общепринятыми методиками, применяемыми при фонетическом анализе звучащей речи [2, 5, 6]. Необходимо было выяснить, наблюдаются ли перцептивно ощутимые изменения в артикуляции каких-либо звуков в речи при рассасывании пастилки. В экспериментах принимали участие преподаватели кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков, а также кафедры английской филологии СПбГУ.

Методика эксперимента

Преподаватели использовали пастилки во время проведения лекций, а так же занятий практической фонетикой. Испытуемых просили фиксировать свои субъективные ощущения от присутствия пастилки в ротовой полости во время речи: ощущается ли дискомфорт, трудности при артикулировании, нечеткость дикции и т.д.

Субъективные ощущения испытуемого

Всего 17 преподавателей

Дискомфорт

3

Трудности при артикуляции

1

Нечеткость дикции

1

Излишнее слюноотделение в начале рассасывания пластинки

2

Вкус препарата понравился

14


На следующем этапе была произведена запись испытуемых, которые читали один и тот же текст с пастилкой во рту и без нее. Текст, который читали испытуемые, был фонетически представительный, то есть он содержал все имеющиеся в русском языке фонемы гласных и согласных звуков. Таким образом, мы получили возможность проверить на личие возможных изменений артикуля ции на материале, содержащем все звуках русского языка.

Параллельно был выполнен аудиторский анализ полученных записей. Аудиторам предлагали послушать два вида текста и оценить, наблюдаются ли изменения в артикуляции в том случае, когда текст был прочитан с пастилкой во рту. Также аудиторов просили указывать, как именно эти изменения проявляются (например, появление шепелявости, причмокивания, нечеткости артикуляции и т.д.).

Ощущения аудиторов при прослушивании текста, прочитанного с пастилкой во рту

 

Проявление шепелявости

0

Причмокивание

5

Нечеткость артикуляции

0

Анализ записанного материала

Далее был произведен инструментальный анализ записанного материала, в ходе которого устанавливалось наличие объективных изменений в артикуляции говорящего. Его целью было выявить возможные изменения места и способа артикуляции ряда согласных. Например, зубные смычные /t/, /d/, /n/ могли переходить в альвеолярные в том случае свистящие согласные заменяться на шипящие и т.д.

Для сравнения особенностей реализации согласных B двух видах записанного материала (обычное чтение и чтение с пастилкой во рту), были получены осциллографические и спектральные представления речевого сигнала, a также был произведен экспертный слуховой анализ согласных.

 

Puc.1. Согласный /b/. Чтение текста без пастилки во рту.       Puc.2. Согласный /b/. Чтение текста с пастилкой во рту.

Puc.3. Согласный /l/. Чтение текста без пастилки во рту.        Рис.4. Согласный /l/. Чтение текста с пастилкой во рту.

Рис. 7. Сочетание согласных /sl/.                                               Рис. 8. Сочетание согласных /sl/. 
Чтение текста без пастилки во рту.                                            Чтение текста с пастилкой во рту.  

Ha рис.2 четко виден щелчок амплитуды на взрьтвном участке /b/, связанный с избытком слюны из-за нахождения пастилки в ротовой полости. На рис. 4 можно заметить два больших неоднородных периода основного тона у сонанта /l/. A на рис. 5 представлена реализация /n’/ с искаженным периодом основного тона. Такого рода “неправильные” реализации вызваны присутствием пастилки в ротовой полости, мешающей четкой артикуляции согласного.

Следует отметить, что описанньте изменения артикуляции данных согласных ощутимы на слух только в том случае, если эти звуки прослушивать изолированно. При прослушивании слова целиком они не заметны.

Результаты эксперимента

Опрос испытуемых показал, что в начале рассасывания пастилки ощущается некоторый дискомфорт при артикуляции, ощущение чужеродного тела во рту. В некоторых случаях она прилипает к деснам или твердому небу. Однако быстро наступает привыкание и пастилка не ощущается говорящим-некоторые затруднения в артикулировании звуков могут ощущаться только в самом начале рассасывания пастилки (5-1 0 сек). Самое "удобное” для говорящего положение пастилки на твердом небе за альвеолами.

Проведенный экспертный аудиторский анализ полученных записей показал, что на слух не ощущается значительных изменений в артикуляции говорящего с пастилкой во рту.

В результате акустического анализа записанного материала также установлено, что не происходит значимых изменений в темпоральных и качественных характе ристиках звуков в речи испытуемых с пастилкой во рту.

Выводы

Таким образом, на основе клинических данных и субъективных оценках можно сделать вывод о положительном влияние пастилок ИСЛА на состояние ЛОР-органов и комфорт при работе певцов и педагогов. Также он способствует улучшению состояния пациентов, страдающих заболеваниями глотки и гортани различной этиологии.

В ходе исследования не выявлено существенного ухудшения речевых характеристик при применении препарата в процессе речи, как по мнению аудиторов, так и на основе инструментальных оценок.

Большинству участвующих в исследовании препарат понравился, и они планируют применять его в соответствующих ситуациях.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ботанико-формакогностический словарь. К.Ф. Блинова [и др.]: Справочное пособие / под. ред. К.Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. М.: Высш. шк., 1990. 272 с.
2. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб.,1998. 275 с.
3. Лекарственные растения и их применение. 7-е изд. Мн., Наука и тех-ника, 1976. 592 с.
4. Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственныерастения: Использование в народной медицине и быту. Л.: Лениздат, 1990. 384 с.
5. Чистович Л.А. Речь. Артикуляция и восприятие. М.:Л., 1965. 242 с.
6. Штерн А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности. СПб., 1992. 236 с.

Смотрите также

Осложнения заболеваний верхних дыхательных…
Инфекции верхних дыхательных путей – это наиболее распространённые заболевания среди всех возрастных категорий, от детей раннего возраста до пожилых людей. Верхние дыхательные пути…

Подробнее >>

Влияние пастилок Исла на качество…
(клинико-экспериментальное исследование) ©Швалёв Н.В., канд.мед. наук, врач-оториноларинголог,фониатр ФГ УК «Государственныи академическии Мариинскии театр» (художественныи руководитель…

Подробнее >>

Назад